[СТАТЬЯ (Г.Бронникова, "Все для Вас", N 44, 1999 г.)]
"РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ"


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СВОЕВРЕМЕННОСТИ

ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно налоговыми органами путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика. Уплата налога, как правило, производится безналичным путем через банк, взыскание налоговым органом неуплаченных сумм налога также производится со счета налогоплательщика через банк, который обязан своевременно и в полном объеме обеспечить перечисление налоговых платежей. Эта обязанность банка определена статьей 60 Налогового кодекса РФ.

Контроль за банками по вопросу обеспечения ими своевременного исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды возложен на налоговые органы. Случаи несвоевременного исполнения поручений налогоплательщиков и распоряжений налоговых органов на перечисление налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды банками устанавливаются налоговыми органами в ходе проводимых проверок. Всего за прошедший период 1999 года налоговыми органами Республики проверено 78 кредитных организаций, проведено 368 проверок, выявлено 31808 случаев задержки исполнения поручений, начислено пеней на сумму 10305 тысяч рублей. За устанавливаемые в ходе проверок нарушения предусмотрены различные виды ответственности, однако предпринимаемые меры не всегда являются надежной мерой защиты налогоплательщиков от недобросовестных банков.

Какова же причина устанавливаемых в ходе проверок нарушений? Одной из причин неисполнения или несвоевременного исполнения поручений плательщиков на перечисление налогов в бюджет является отсутствие средств на корреспондентском счете банка. Случаев задержек из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка за прошедший период 1999 года установлено 528. Но есть и такие банки, которые не исполняют поручения налогоплательщиков при наличии средств на его корреспондентском счете и счете клиента, количество таких нарушений составляет 117 на сумму 2354 тыс. руб. В случае неисполнения банками поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет устанавливаются случаи, когда деньги списываются со счета клиента, но на счета бюджета не попадают. Наиболее часто такие нарушения допускаются коммерческими банками г. Москвы.

Какие же меры принимаются налоговыми органами для недопущения случаев "зависания" денег плательщиков налогов по вине банков? Во-первых, в настоящее время создан Реестр так называемых "неблагонадежных банков", осуществляющих свою деятельность на территории РФ, куда вошли коммерческие банки, допускающие несвоевременное исполнение поручений налогоплательщиков и распоряжений налоговых органов на перечисление налогов в бюджет.

В случае установления несвоевременного исполнения поручений клиентов банка на уплату налоговых платежей банку начисляются пени в размере 0,2% за каждый день просрочки налогового платежа.

При невыполнении банком поручений налогоплательщиков при наличии денежных средств на счете клиента сумма не исполненных банком обязанностей на перечисление налогов в бюджет взыскивается с корреспондентского счета банка в соответствии со статьей 60 Налогового кодекса РФ, а совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа, в соответствии со статьей 135 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы. Кроме этого к банкам, которые несвоевременно исполняют поручения налогоплательщиков и налоговых органов, Центральным Банком России может быть применена мера ответственности в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Но никакие жесткие меры, применяемые к банкам, не могут оградить предприятия от "непорядочных" банков, если ими самостоятельно не будут предприняты меры защиты. Так, открывая счета в других городах, особенно в Москве, необходимо владеть как можно более полной информацией о данном банке, если же информация отсутствует или является неполной, лучше обратиться к услугам другого банка, а лучше к тем банкам, которые размещены на территории того города или района, где находится предприятие.

В заключение необходимо сказать, что в настоящее время предприятиями и банками применяются различные схемы, по которым согласно договоренности предприятия с банком налогоплательщики преднамеренно перечисляют средства на уплату налоговых платежей в отдельные банки, заранее зная, что эти средства не попадут на счета бюджета, но в соответствии со статьей 45 НК РФ будут считаться как уплаченные. Налоговые органы располагают информацией о применяемых схемах ухода от налогообложения отдельными предприятиями и банками, более того, знают эти предприятия и банки, и в связи с этим Министерством по налогам и сборам РФ разрабатываются и будут применяться новые меры, направленные на борьбу с теми банками, которые не исполняют поручения налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Зам. начальника

отдела

контрольно - методической работы

по налогообложению

кредитно - финансовых учреждений

и операций с ценными бумагами

Г.В.БРОННИКОВА





При использовании материалов портала ссылка обязательна